Гном на корабле. Привычки нечисти

Историй о корабельных гномах на побережье балтийского и Северного морей очень много. В них верили и жители скандинавских стран, и Великобритании, и Северной Германии, и Нидерландов. А исследователь Оскар Лооритс в своей книге «Северонемецкий клабаутерман в Восточной Балтике», которая была издана в 1929 году, пишет, что жители прибалтийских стран верят в клабаутермана, чуть ли не больше, чем сами немцы, хотя дух родом именно из Германии. Легенды утверждают, что дух появляется на корабле еще во время его строительства, вместе с установкой рангоута и прочих деревянных деталей. Предпочтительнее для него украденные стволы, используемые на строительстве корабля, либо стволы тех деревьев, на которых кто-то повесился. Но это только одна из версий его появления. Согласно другой – корабельный гном – это душа бывшего члена экипажа, погибшего от несчастного случая, например, случайно упавшего за борт. Кобольд является хранителем хороших отношений на борту, он своим присутствием успокаивающе действует на экипаж. Но тех, ленится работать, и перекладывает свои обязанности на трудолюбивого гнома, он может изводить и днем, и ночью. Может гном и напроказить, пошуметь, подставить подножку, подшутить над кем-то из матросов. Но если на судне знающий капитан и толковый дружный экипаж, то все проделки кобольда ограничиваются только мелкими пакостями. Тем более, что с ним можно и дружбы завести, если оставить ему мисочку молока, рюмочку рома или предложить на баке столовый прибор, что на многих кораблях и практиковалось.

Самый крупный поднятый со дна клад:

 с корабля Мерчант Ройял
 с корабля Сассекс
 с корабля Нуэстра сеньора де Атохаэ