Тайны затонувших кораблей

На любой морской глубине, а иногда и на самом берегу, под наносами песка и ила, можно обнаружить остатки кораблей. Но хорошо сохраниться такие остатки могут лишь в море на глубине около 30-40 метров, где волны не могут их разрушить. Средиземное море хранит самые древние суда, которые относятся к бронзовой эпохе, а так же античные суда. Хотя сегодня одно античное судно обнаружено и в Черном море. Средневековые суда хранят Балтийское и Средиземное моря, а так же моря Карибского бассейна. Исследования затонувших кораблей позволяют понять и изучить историю и основы кораблестроения, подробнее разобраться в существовавших морских торговых путях, изучить быт моряков. Подводные исследования затонувших поселений дают возможность историкам реконструировать прибрежные поселения и города. Так, например, в 1900 году греческими собирателями губок возле острова Антикитира было обнаружено судно, датированное первым веком до нашей эры, которое перевозило мраморные и бронзовые статуи. В 1905 году хранителем Феодосийского музея древностей Л.П. Колли в результате проведенных в Феодосийском морском порту поисков со дна были подняты 15 больших амфор. В 1907 году вблизи тунисского поселка Махдия водолазы из Греции нашли античное судно, грузом которого послужили мраморные колонны, статуи, вазы и амфоры. Озеро Неми, что в Италии в двадцатые годы XX века были обнаружены и исследованы два древнеримских корабля первого века нашей эры, а в 1952 году недалеко от Марселя командой под руководством Ж.-И. Кусто на глубине 42 метров были проведены раскопки корабля, датировано третьим веком нашей эры. В Стокгольмском порту, в результате проведенных многолетних работ, со дна был поднят военный корабль XVII века,котрый впоследствии был выставлен в специальном музее для всеобщего обозрения. Также со дна морского были подняты в Турции древнее судно «Гелидонья», 13 века до н.э. и торговое судно 14 века - бременский ганзейский когг.